RSS

Мята вполне женьшень

Язык

Буква Ё

Всегда и везде писала букву Ё кроме тех редких случаев, когда зачем-то нужна была маскировка, но даже тогда именно этот приём давался не без труда.

Формально можно и без неё, конечно. Догадаться, что там «ё», а не «е», можно практически всегда, но зачем, если прекрасный русский язык даёт совершенно легальную возможность сделать слова точнее? Всё торчащее над строкой и свисающее вниз – это узор языка, чем графичнее, тем круче. А две лаконичные аккуратные точки – вообще праздник для глаза.

Буква Ё – это точность и красота, а я обожаю точность и красоту.

Про пунктуацию

В разное время была влюблена последовательно в тире, скобки, двоеточие, точку с запятой. Смаковала, тренировалась, использовала к месту и не очень, подбирала под нужные оттенки смысла. В многоточие осознанно влюблена не была, но, судя по сохранившимся бумажным письмам, какое-то время оно, увы, само меня любило.

А сейчас я больше всего люблю запятую. А больше всего горя в чужих текстах мне доставляют неверно расставленные пробелы.

Русский язык и иностранцы

Харуна

Ужасно люблю русский язык и люблю слушать, как на нём хорошо говорят. И очень люблю слушать, как говорят на нерусском языке – в Данию вот поехала, в общем, потому, что мне понравилось, как говорят в датских фильмах, которые смотрела с субтитрами. Но больше всего я люблю слушать, как на русском говорят нерусские. Жил себе человек в другом языке, а потом взял и выучил мой русский язык. Фантастика.

Недавно нашла на ютубе восхитительную японку, она учит русский язык и рассказывает о себе и Японии на русском.

Привет. Я Харуна. Я ипонка. Я служащая. Мёд и музыка для имперского сознания. Русский язык с акцентом – вот что я обожаю.

Датский язык

Датский язык

После фильма «Древо познания» я влюбилась в датский язык. Совершенно непонятно, как они друг друга понимают, но слушать датскую речь — наслаждение и удовольствие. Вчера мы провели вечер, валяясь на диване с телефоном и заставляя гугл-переводчик произносить слова и фразы на датском. Ещё пробовали шведский, исландский и норвежский, но они не такие клёвые. А датский – он оооо. Для неподготовленного слушателя он практически весь состоит из вздохов и выдохов, он заредуцирован до невозможности, и он прекрасен как язык богов.

Хочу в Данию.

Сказка о царе Салтане

Сказка о царе Салтане

А ткачиха с поварихой,
с сватьей бабой Бабарихой
около царя сидят –
четырьмя все три глядят.

Четырьмя!

Мрак

Ну да, так, скорее всего, и есть: выручает товарища. Сказал сегодня на лекции: «Открывайте 164-ю… отставить, 163-ю страницу». Но вообще весёлого мало. Как это обычно бывает, человек, который что-то умеет делать, совершенно необязательно может эффективно этому чему-то научить других. А чувак, к тому же, ещё и в лучших (которые на самом деле, конечно, худшие) традициях не только на ходу и не всегда быстро соображает, что именно иллюстрирует тот или иной учебный анимационный ролик, но ещё и выдаёт вот такое:

перед пешеходным переходом автомобиль замедляет действие

для слепых пешеходов сказана такая ситуация

если не имеется обозначенного знака

этого делать категорически запрещено

фонари заднего хода имеют белый свет, или цвет, как правильно — не знаю.

Неоднократно использовал «взади» вместо «сзади» и «доводил» в значении «говорил». «Как я вам уже доводил, двигающиеся взади транспортные средства…». И шедевр: «Электричество идёт не внутри, а понаружу человека». Реально так сказал, в одно слово с ударением то ли на второй, то ли на третий слог.

Опять это привычное отвратительное разочарование, когда вместо долгожданного, полезного и интересного материала слушаю слегка запинающегося непрофессионального преподавателя, который тупо зачитывает учебник. Он даже сам несколько раз сказал что-то типа «тут я вам ещё не дочитал». И я опять, прочитав ещё в начале сразу весь параграф, сижу и вместо конспекта записываю корявые безграмотные фразы. Чёрт, в моей картине мира взрослая жизнь должна быть избавлена от таких ситуаций.

К тому же оказалось, что темы «Устройство автомобиля» у нас не будет, хотя все стены увешаны крутыми плакатами с настоящими автомобильными внутренностями, а в самом классе лежит огромная куча железок, или даже какой-то фрагмент машины.

— Вы, наверное, уже изучали устройство автомобиля…
— Нет, ещё не изучали.
— А, ну тогда, наверное, у вас не будет этой темы.
— Как это не будет? Должна быть.
— Я не знаю, спросите у директора.
— Но у вас же есть план следующих лекций, среди них разве нет темы про устройство автомобиля?
— Нет. Я преподаватель только по правилам.

Тоска. Не пойду туда больше.

Почувствовала разницу

С лектором мне повезло примерно так же, как с инструктором. Теоретические занятия ведёт у нас спокойный, обстоятельный чувак, с приятной располагающей манерой речи, прекрасно владеющий предметом и русским языком. Он молодой (года на два-три меня старше), умный и обаятельный. К тому же, он, как оказалось, военный и занимается наукой (нашла только что в интернете свежую — двухнедельной давности — заявку на изобретение от его имени, про гидравлический привод управления трансмиссией танка с бортовой коробкой передач). А ещё он очень хорошо шутит. То есть, он делает это настолько аккуратно, тактично и ненавязчиво, что даже слово «шутит» тут выглядит грубым и неуместным.

Он всем нравится, и многие объясняют это тем, что он интересно рассказывает. Но, на самом деле, «интересно» — это следствие. А причина в том, что на лекциях он очень чётко и хорошо расставляет акценты и объясняет сам механизм работы правил дорожного движения. Я экспериментальным путём выяснила, что эффективнее всего сначала слушать его лекцию, а уже потом читать раздел правил. Потому что рассказанный им материал работает каркасом и задаёт верную структуру знаний.

В общем, я (с моей-то придирчивостью во всём, что касается качества образования) с первого же занятия поняла, что он отличный преподаватель. И вот, внезапно, он уехал в какую-то командировку, и с сегодняшнего дня лекции у нас ведёт другой чувак. Этот другой, возможно, хороший человек. Возможно, он знает все правила дорожного движения и имеет большой водительский опыт. Возможно, он выручает товарища, который не может не уехать, и при этом обязан отчитать материал заплатившим за это людям. Всё возможно, но блин. Он говорит «уступить дорогу транспортным средствам» и «на знаки приоритета внимания не уделяем». Он сразу сказал, что у него «немного другой профиль», не знаю, что это значит, но он совершенно точно не привык работать с аудиторией в формате лекции. Он тупо читает с экрана выдержки из правил, а потом крутит анимированные ролики с примерами и совершенно бессистемно их объясняет.

Мне осталось не больше пяти лекций, как минимум две из которых должны быть посвящены первой помощи и устройству автомобиля, но всё равно ужасно жалко. До сегодняшнего дня я с удовольствием ходила на занятия, внимательно слушала и получала именно то, ради чего вообще есть смысл ходить на теорию в автошколу.

И авиации

Несмотря на то, что до шести лет жила в городе Ленинск Кзыл-Ординской области, я искренне считала, что пишется так: День «Космонавтики». Такая пёстрая шумная толпа маленьких-маленьких человечков в скафандрах, каждый из которых — космонавт; космонавтик. И иногда внутренне изумлялась: почему это так странно и смешно назвали?