RSS

Мята вполне женьшень

Авто-

Ура

Ну, всё. Сдала. Я теперь официально водитель категории «В».

Сдать теорию очень легко. Сдать площадку просто (если нормально учиться у нормального инструктора). Сдать город сложно, но вовсе не потому, что кто-то там кого-то «валит». Экзаменаторы бывают разной степени дружелюбности, и в первую сдачу они, возможно, принимают построже (у них там процент сдавших с первого раза важен и не должен быть слишком большим), но экзамены принимают честно: до и после всё объясняют, не вмешиваются в управление без реальной необходимости (некоторые вообще сзади садятся), не ждут от сдающих высококлассного вождения. Достаточно просто показать, что владеешь базовыми навыками, видишь знаки и разметку, умеешь проезжать перекрёстки. А сложно сдать потому, что, во-первых, экзаменационный маршрут проходит по обычному участку города, где, как и везде, есть свои тонкости и особенности, которые могут вызвать трудности у начинающего водителя, не знакомого с этой частью города. Во-вторых, все едущие вокруг машины могут постоянно нарушать скоростной режим, плевать на разметку и не пропускать пешеходов — сдающий должен не обращать на них внимания и проехать строго по правилам. И, в-третьих, очень мешает экзаменационное волнение. То есть, если базово научиться водить (опять же, нужны желание и нормальный инструктор), заранее поездить по маршруту и суметь справиться с волнением, в самостоятельной честной сдаче экзамена в ГАИ нет ничего невозможного.

Итого:
теоретические занятия в автошколе — 13 000 рублей + 390 рублей комиссии в Сбербанке за 17 лекций по 1,5 часа (положено, чтоб лекции были по 3 часа, но этого хватает),
практические занятия в автошколе — 11 000 рублей за 22 занятия по 1,5 часа (мне было почти достаточно, но лучше, конечно, больше),
дополнительные практические занятия — 6 500 рублей за 5 занятий по 1,5 часа,
плата за подачу машины на пересдачу — 400 рублей,
госпошлина за оформление водительского удостоверения — 400 рублей (с января этого года отменили госпошлины за все экзамены и даже за пересдачи).

Всего 31 690 рублей. Времени — с 15 февраля по 5 мая.

И ещё, мне ужасно повезло с автошколой. Выбирала я её наугад, даже не прочитав отзывы в интернете — нашла просто ближайшую к работе со своей площадкой, приличным сайтом и внятной ценовой политикой. Не без некоторых организационных шероховатостей, конечно, но в целом — отличная автошкола. Преподаватель теории не зачитывал параграфы правил, а профессионально читал лекции и объяснял механизмы этих правил. Инструктор научил меня не проходить 5 упражнений для ГАИ, а объезжать препятствия, параллельно парковаться по впереди или сзади стоящей машине, заезжать в гараж с любого угла и направления, разворачиваться в ограниченном пространстве и трогаться на любом уклоне. И водить научил по-настоящему, а не тупо натаскал на экзамен. Автошкола «Мир», я училась в филиале на Авиамоторной, и реально могу сказать им спасибо.

Небольшое уточнение. Тот замечательный чувак, что читал теоретическую часть, в автошколе уже не работает.

Экзамен в ГАИ

Теория идеально ок без ошибок, площадка идеально ок без штрафов, город — позорно фейл.

Пока четыре часа ждали теорию, а потом ещё часа полтора площадку, познакомилась поближе с группой. Узнала, что, оказывается, все, кто не смог проехать упражнения на внутреннем экзамене, покупали инструктору бутылку, чтоб он допустил в ГАИ. Не знаю, почему мой инструктор мне такого варианта не предложил: возможно, по мне видно было, что я пойду сдавать на неделю позже, а не в магазин за водкой; возможно, потому, что из тех, кто сдавал на чужой машине, я была единственная, кто мог сдавать и на своей. Но всё равно как-то неприятно.

Всего нас было около двадцати пяти человек, на площадку после теории пришло десять. Один или два, говорят, не сдали. Остальные приедут завтра за удостоверениями, они уже водители. Семь из десяти сдали площадку, и ещё одной девочке экзаменатор помог сдать (кто-то там кому-то позвонил), в город она не поехала, тоже уже водитель.

Город, как и площадку, я пошла сдавать первая. На своей машине, со своим инструктором рядом (экзаменатор сел сзади). Машина стояла припаркованная, меньше метра впереди до другой машины. Всего две полосы, слева оживлённый, а периодически и очень плотный, поток. Надо было тронуться и сразу перестраиваться влево. Я села, приготовилась, подождала, пока все проедут, тронулась и создала помеху другому автомобилю, который ехал по левой полосе — 5 баллов сразу. Обогнула стоявший впереди автомобиль и сразу же за ним остановилась — весь экзамен. К тому же, ещё забыла пристегнуться — 1 балл. Итого 6, вам понятны ваши ошибки? Распишитесь вот тут, в городе так водить нельзя, для того, чтобы вас обогнуть, автомобиль выехал на встречную полосу, а вы на него даже не посмотрели, до свидания.

А ещё, только через полчаса, уже в метро, вдруг поняла, что перед тем, как сдавать город, забыла надеть очки. И никто вообще не виноват кроме меня самой. В регионах, может, всё иначе, но в Москве никого не валят специально. У них по 5 автошкол в день проходит: больше завалишь — больше потом принимать. Тем более, что нет недостатка в желающих сразу заплатить. Так что на экзаменах всё честно.

Через неделю опять пойду.

Не очень утешительные прогнозы

Сдала внутренний экзамен. То есть, как сдала. Теория ок, 60 из 60-ти. А вот площадка — увы.

Инструктор специально определил меня к себе на чужую машину (обычно сдают на своей с чужим инструктором), чтоб я попробовала. Вроде, та же модель, просто панель другая. Но блин, там другое всё! Сцепление, педаль тормоза, стояночный тормоз, руль (на нём, кстати, ужасная кожаная оплётка с выпирающими высокими рёбрами, адски неудобно), переключение передач — всё работает чуть-чуть иначе. Зеркала другие. Я поняла, почему не так часто смотрю в боковые зеркала, хотя другие говорят, что активно ими пользуются — потому что на моей машине офигенное огромное зеркало заднего вида с очень большим обзором. А тут в этом зеркале было видно строго только то, что находится сзади машины, ужасно неуютно.

И вот, проехала все упражнения без ошибок (пару раз сама в неудачную позицию вставала, но выруливала в итоге нормально), последнее — змейка. На змейке я делала ошибки только в самое первое занятие, и ещё где-то в середине обучения был один раз, когда отвлеклась и ошиблась. Абсолютно все остальные разы я проезжала её чисто и без ошибок. А на этой незнакомой машине почему-то (так и не поняла, почему), у меня появился большой разнос — не вписалась. Выехали, заехали второй раз (это допустимо, в ГАИ дают четыре попытки на три упражнения). Второй раз — та же самая ошибка. То есть, на настоящем экзамене уже было бы всё. Сдала назад, выправила траекторию, доехала до конца. «Ну, что, — говорит инструктор, — поставлю уж вам -4, не буду мучать». Это, в принципе, нормально — у меня адекватная автошкола, и никто там никаким образом не вымогает деньги. Думаю, внутренний экзамен сдадут все, кроме тех, кто совсем уж ничего не умеет: я даже видела сегодня бланки с 4-5 ошибками, и ничего, они сдавали площадку, хотя перед экзаменом директор заявил, что ошибок не должно быть вообще. В автошколе всё по-человечески, экзамен сдан, но это совершенно не отменяет того, что я два раза подряд не проехала змейку. И это мы ещё эстакаду не сдавали, чтоб быстрее закончить — потому что на площадке очень холодно и сильный ветер.

После ознакомления с экзаменационным маршрутом поняла, что завышала собственные шансы сдать город с первого раза. Теперь то же самое с площадкой: на чужой машине вполне могу не сдать. Чёрт.

Сводки

Вернулась с экзаменационного маршрута. Я нормально вожу для человека, у которого было 33 часа практики, но 33 часа — катастрофически мало для того, чтобы сдать экзамен. Причём неважно, какой именно маршрут: просто город, незнакомая дорога, где-то стёрлась разметка, где-то плохо виден знак, где-то всегда занята правая полоса, где-то крутая горка на перекрёстке, где-то не очень заметный нерегулируемый пешеходный переход, вокруг машины, которые едут как хотят, а не по правилам — и всё. Я была не на экзамене, мне постоянно подсказывал и всё объяснял инструктор, и при этом я нарушила правила какое-то адовое количество раз, причём половина из них — на довольно простых участках и несложных, хорошо мне знакомых, манёврах.

Кроме того, на маршруте есть дорога с круговым движением. Я знаю все правила движения на таких дорогах; я знала, что будет такая дорога; инструктор заранее объяснил что и как надо делать — но я заехала на неё и вообще не поняла, что происходит. Вот сейчас, после того, как мы проехали её раз 10 в разных направлениях, уже понимаю, что и как надо делать. Но неопытному водителю, который раньше такие дороги только на картинках видел, да ещё и в условиях экзамена невероятно тяжело всё сделать правильно.

Там есть большой перекрёсток, где стёрся кусок двойной сплошной, и при этом для поворота стрелка, которая горит очень недолго, и горка. Ещё там много нерегулируемых пешеходных переходов и разметки, которая предписывает направление движения по полосам и не продублирована знаками.

Когда уже двинулись обратно, еду 60 по какому-то большому полупустому проспекту, инструктор: «А давайте четвёртую». Включила (впервые) четвёртую, так офигенно! Как-то незаметно почти до 70 дошла, но вовремя спохватилась. Инструктор сказал, что я молодец, уверенно чувствую себя на скорости, и что далеко не всякая девочка, и даже не всякий мальчик за время обучения в автошколе доходит до четвёртой. Ну и что всё у меня в порядке, только надо быть предельно внимательной и не паниковать.

Экзамен через два дня.

Экзамен

Сдала вчера обе части предварительного экзамена по теории — 5 ошибок из 200 вопросов. Очень полезная штука — предварительные экзамены. Удивительно, но некоторые восприняли их как-то очень в плохом смысле по-школьному. Экзамен проводил директор автошколы, сразу всем напомнил, что любое исправление считается ошибкой (в ГАИ будут тесты на компьютерах, там никаких исправлений сделать не получится). Все пишут, вдруг какая-то девушка подходит: «А дайте мне, пожалуйста, ещё один бланк, я тут ошиблась». Директор: «Как хотите, но учтите, на экзамене такой возможности у вас не будет». Потом ещё несколько: «Ой, я тут клеточку пропустил, дайте ещё бланк», «Ой, у меня ручка плохо пишет, я бланк испортил, дайте ещё один». Потом директор вышел, остался только замещающий лектора чувак, который на следующую просьбу о новом бланке сказал: «Вот, берите, только старый спрячьте, чтоб директор не увидел, а то он меня убьёт», и тут же ещё трое: «О, а можно мне тоже бланк». Ещё они перешёптывались и спрашивали друг у друга, какой ответ верный.

Вообще вторая часть экзамена будет завтра, но тем, кто первую часть написал нормально, можно было сразу обе сдать. Нормально — это не более 3-х ошибок на 100 вопросов. Девушка какая-то подходит к директору с бланком, в котором 8 ошибок: «А можно я сейчас вторую часть напишу?». «Но вы же не готовы, идите домой, подучите к четвергу». «Ну пожалуйста, можно я сейчас напишу?». Пожимает плечами: «Ну пишите, если хотите». Можно подумать, это директору надо, чтоб они сдали внутренний экзамен. Инструктор сказал, за показателями всех автошкол следят, и если показатели эти плохие, автошколой начинают интересоваться — чему и как там учат. Поэтому директор никого без сданного внутреннего экзамена в ГАИ не пустит.

Цветочки

Едем сегодня по дороге с односторонним движением, а навстречу чувак, орёт моему инструктору, что тот совсем ошалел по встречке ехать. Наверное, бедняга, всем водителям, которые впереди нас ехали, тоже кричал. Инструктор сказал, что это «подснежники»: они всю зиму держат машину в гараже, потому что или боятся ездить, или боятся за машину, или и то, и другое. А весной вылезают — навыков нет, правил не помнят.

— Дорогой, будь осторожнее, тут по радио передают, что какой-то идиот едет по встречной полосе на М9.
— Слушай, ты не поверишь, их тут целый поток!

Ещё 6 занятий

Аккуратно выяснила мнение инструктора по поводу экзаменов и прочего. Сказал, что, как я и думала, никто специально никого не валит — сдающие сами нервничают, сами невнимательны и сами делают ошибки. А уж когда при просьбе развернуться сдающий сразу с нарушениями разворачиваться начинает, а не ищет место для разворота, — так тут понятно, кто виноват в «не сдал». И там ведь можно на мелочах типа поворотников пять баллов набрать. А экзаменаторы тоже люди, и работа эта несладкая. Так что если есть навыки и получилось справиться с паникой — всё будет ок.

Но. «Вот вы, например, — говорит, — будете тратить время и деньги на пересдачи, а уровень будет не то что не повышаться — понижаться, потому что с правами вы можете часто ездить, сами потихоньку учиться; а без прав — ну вот сколько? Полтора часа занятие, да и то не каждый день. А опыт очень важен». «А как же, — говорю, — опыт так получать — дороговато может выйти». «Ну так по утрам, по ночам, пока машин мало. А вы думаете, что сразу после сдачи экзамена станете уверенно и хорошо водить?». «Не думаю, — говорю, — но какой-то минимальный уровень самостоятельно сданный экзамен всё же обеспечивает. Так что я, наверное, сама». Спокойно отреагировал, даже доброжелательно. Сказал, за дополнительные пару занятий съездим с ним в тот район, где экзамен будет.

А само занятие нормально, с каждым разом получается чуть лучше. Сегодня только перестроилась через сплошную и ошибалась при поворотах на больших перекрёстках, но уже не так грубо, как в прошлый раз. Правда, инструктор подсказывает. Но, с другой стороны, сегодня мы вот ехали по спокойному участку дороги с несложными перекрёстками и беседовали, и ничего, внимания хватило.

В моей вселенной это стыдно

Все, все вокруг платят за экзамен в ГАИ. Причём это и снизу — людям жалко времени, сил и нервов; и сверху — бывает так, что за каждую выданную корочку с рядовых гаишников их начальство требует принести денег. Впрочем, наверное, всё-таки не все. Однажды мой инструктор обмолвился, что в предыдущей группе заплатили около 70%. А, значит, есть ещё 30%, которые не платили. И при этом (я не уточняла, но сложилось в целом такое впечатление) в моей автошколе деньги за сдачу экзамена в ГАИ берут только с тех, кто сам честно сдал все внутренние экзамены (а там без города, зато площадка и по теории два предварительных экзамена и ещё один итоговый), а тех, кто не сдал, в ГАИ вообще не пускают.

Я пошла в автошколу больше от любопытства и даже не была уверена в том, что мне понравится водить. И, как оказалось, совершенно не представляла себе, куда ввязываюсь. И даже примерно не знала о масштабах. Меня волнует вся эта нехорошая ситуация, но всё равно, я не стану давать взятку. Дело не в каких-то там принципах, просто не могу платить за экзамен.

Мрак

Ну да, так, скорее всего, и есть: выручает товарища. Сказал сегодня на лекции: «Открывайте 164-ю… отставить, 163-ю страницу». Но вообще весёлого мало. Как это обычно бывает, человек, который что-то умеет делать, совершенно необязательно может эффективно этому чему-то научить других. А чувак, к тому же, ещё и в лучших (которые на самом деле, конечно, худшие) традициях не только на ходу и не всегда быстро соображает, что именно иллюстрирует тот или иной учебный анимационный ролик, но ещё и выдаёт вот такое:

перед пешеходным переходом автомобиль замедляет действие

для слепых пешеходов сказана такая ситуация

если не имеется обозначенного знака

этого делать категорически запрещено

фонари заднего хода имеют белый свет, или цвет, как правильно — не знаю.

Неоднократно использовал «взади» вместо «сзади» и «доводил» в значении «говорил». «Как я вам уже доводил, двигающиеся взади транспортные средства…». И шедевр: «Электричество идёт не внутри, а понаружу человека». Реально так сказал, в одно слово с ударением то ли на второй, то ли на третий слог.

Опять это привычное отвратительное разочарование, когда вместо долгожданного, полезного и интересного материала слушаю слегка запинающегося непрофессионального преподавателя, который тупо зачитывает учебник. Он даже сам несколько раз сказал что-то типа «тут я вам ещё не дочитал». И я опять, прочитав ещё в начале сразу весь параграф, сижу и вместо конспекта записываю корявые безграмотные фразы. Чёрт, в моей картине мира взрослая жизнь должна быть избавлена от таких ситуаций.

К тому же оказалось, что темы «Устройство автомобиля» у нас не будет, хотя все стены увешаны крутыми плакатами с настоящими автомобильными внутренностями, а в самом классе лежит огромная куча железок, или даже какой-то фрагмент машины.

— Вы, наверное, уже изучали устройство автомобиля…
— Нет, ещё не изучали.
— А, ну тогда, наверное, у вас не будет этой темы.
— Как это не будет? Должна быть.
— Я не знаю, спросите у директора.
— Но у вас же есть план следующих лекций, среди них разве нет темы про устройство автомобиля?
— Нет. Я преподаватель только по правилам.

Тоска. Не пойду туда больше.

Почувствовала разницу

С лектором мне повезло примерно так же, как с инструктором. Теоретические занятия ведёт у нас спокойный, обстоятельный чувак, с приятной располагающей манерой речи, прекрасно владеющий предметом и русским языком. Он молодой (года на два-три меня старше), умный и обаятельный. К тому же, он, как оказалось, военный и занимается наукой (нашла только что в интернете свежую — двухнедельной давности — заявку на изобретение от его имени, про гидравлический привод управления трансмиссией танка с бортовой коробкой передач). А ещё он очень хорошо шутит. То есть, он делает это настолько аккуратно, тактично и ненавязчиво, что даже слово «шутит» тут выглядит грубым и неуместным.

Он всем нравится, и многие объясняют это тем, что он интересно рассказывает. Но, на самом деле, «интересно» — это следствие. А причина в том, что на лекциях он очень чётко и хорошо расставляет акценты и объясняет сам механизм работы правил дорожного движения. Я экспериментальным путём выяснила, что эффективнее всего сначала слушать его лекцию, а уже потом читать раздел правил. Потому что рассказанный им материал работает каркасом и задаёт верную структуру знаний.

В общем, я (с моей-то придирчивостью во всём, что касается качества образования) с первого же занятия поняла, что он отличный преподаватель. И вот, внезапно, он уехал в какую-то командировку, и с сегодняшнего дня лекции у нас ведёт другой чувак. Этот другой, возможно, хороший человек. Возможно, он знает все правила дорожного движения и имеет большой водительский опыт. Возможно, он выручает товарища, который не может не уехать, и при этом обязан отчитать материал заплатившим за это людям. Всё возможно, но блин. Он говорит «уступить дорогу транспортным средствам» и «на знаки приоритета внимания не уделяем». Он сразу сказал, что у него «немного другой профиль», не знаю, что это значит, но он совершенно точно не привык работать с аудиторией в формате лекции. Он тупо читает с экрана выдержки из правил, а потом крутит анимированные ролики с примерами и совершенно бессистемно их объясняет.

Мне осталось не больше пяти лекций, как минимум две из которых должны быть посвящены первой помощи и устройству автомобиля, но всё равно ужасно жалко. До сегодняшнего дня я с удовольствием ходила на занятия, внимательно слушала и получала именно то, ради чего вообще есть смысл ходить на теорию в автошколу.